Песочная терапия или сэндплей (от англ. Sandplay – игра в песке) один из мощных ресурсных методов терапевтической работы, который используется для решения различных проблем и нарушений – конфликты, страхи, одиночество, кризисы, соматические симптомы. А главное речевых проблем.
Какие задачи решает песочная терапия?
- Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
- Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
- Развивать мелкую моторику рук:
- Обогащать и активизировать словарь родного языка;
- Формировать лексико-грамматические категории языка;
- Автоматизировать корригируемые звуки;
- Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице;
- Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.
Преимущества метода «Песочная терапия» (sand-play)
При выборе этого метода особенно ценным, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями:
- Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой,
- Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,
- Песок– загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любе формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,
- Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,
- Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,
- Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.