Кто такой нейропсихолог?
И зачем к нему нужно обращаться?
Нейропсихология – отрасль клинической психологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоционального реагирования и др.
В последние десятилетия активно развивается нейропсихология детского возраста. Детская нейропсихология занимается изучением закономерностей развития высших психических функций в норме и отвечающих за них отделов головного мозга.
Нейропсихолог (психолог со специализацией по клинической психологии) – это специалист в области формирования мозговой организации психических процессов. Именно этот специалист расскажет Вам, в чем особенности мозговой деятельности вашего ребенка, как работают его психические функции и как можно их развить. В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети, чьи индивидуальные особенности не позволяют максимально эффективно усваивать новую информацию или реализовывать свои способности, так и их сверстники, имеющие различные проблемы со здоровьем.
Нейропсихологические методы диагностики и коррекции доказали свою эффективность в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходят активные процессы формирования мозга, а также берется во внимание ранний опыт развития ребенка.
Очень эффективной помощь нейропсихолога оказывается в тех случаях, когда ребёнок испытывает трудности в подготовке и адаптации к школьному обучению, имеет такие нарушения, как задержка психического развития (ЗПР) и отставание в речевом развитии (ОНР), а также при работе с неуспевающими учениками.
Обратиться к нейропсихологу нужно, если Ваш ребёнок:
- С трудом удерживает внимание, легко и быстро отвлекается;
- Не может сосредоточиться на выполняемом задании, рассеян;
- Плохо запоминает;
- Гиперактивен, неусидчив;
- Медлителен, быстро утомляется;
- Не может себя контролировать;
- Неуклюж (в движениях), неловок.
- Путает «право-лево», «верх-низ», «над-под» и др.;
- Пишет зеркально буквы;
- С трудом обучается чтению, письму, счётным операциям;
- Делает «глупые» ошибки в тетради (перестановки, пропуски букв и др.).
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Нейропсихологическая диагностика — это исследование психических процессов с помощью серий специальных методик. Обратиться к нейропсихологу и пройти нейропсихологическое обследование (диагностику) будет полезно не только для ребёнка с трудностями в развитии, но и для любого ребёнка в возрасте 5 – 9 лет. В процессе нейропсихологической диагностики ребёнку будут предложены интересные задания и упражнения. В результате обследования родители получат данные об интеллектуальных возможностях ребёнка и об актуальном состоянии его высших психических функций (ВПФ) - памяти, внимания, мышления, речи, восприятия (зрительного, слухового, тактильного), пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти важные процессы должны быть сформированы у ребёнка на достаточном уровне для успешного обучения в школе.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Нейропсихологическая коррекция – это специализированный комплекс упражнений для детей, направленный на коррекцию различных нарушений и отставаний в развитии ребенка, а также многоуровневая и разноплановая программа, направленная на развитие памяти, внимания, пространственной ориентации, мышления, речи и др.
Во многих случаях необходима именно комплексная системная коррекция, в которой помимо когнитивных воздействий (занятия за столом), применяются и двигательные методы. Дело в том, что воздействие на телесный уровень (с учетом общих закономерностей развития) вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций – памяти, мышления, внимания, речи и др. Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействия между различными уровнями психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают «включение» эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции.
Нейропсихологическая коррекция не ставит непосредственной задачей исправление успеваемости или поведения, она создает условия для успешного функционирования тех структур головного мозга, которые по каким-либо причинам не «включились» в активную деятельность. В противном случае работа психологов и педагогов будет похожа на работу кровельщиков, пытающихся положить крышу на дом с недостроенным фундаментом и стенами.
Осуществляется коррекция рядом упражнений, которые можно разделить на следующие блоки:
I блок - блок дыхательных упражнений.
II блок - блок растяжек.
III блок – глазодвигательные упражнения.
IV блок - различные варианты ползания.
V блок - когнитивные методы.
В своей работе мы начинаем с базовых вещей - выстраивать двигательное развитие ребёнка методом «замещающего онтогенеза». Это метод, позволяющий наверстать когда-то упущенное в развитии, разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы, сформировать недостающие связи. Этот метод также позволяет воздействовать на те функции, которые, так или иначе, связаны с движением и в условиях его недостаточности, не имеют возможности правильно сформироваться.
Занятия по этой программе предусмотрены для дошкольников, начиная с 5 лет, а также детей младшего школьного возраста. Предлагаемый комплекс перспективен в работе с речевыми проблемами, заиканием, проблемами запоминания, в работе с детьми с задержкой психического развития, гиперактивностью, привычными патологическими действиями (грызет ногти, «пишет» всем телом и т.д.), тиками, с трудностями в координации движений, телесными зажимами, ориентации в пространстве и времени. Занятия рекомендованы детям при проблемах поведения: импульсивности, повышенной активности, отвлекаемости, неспособности сидеть на одном месте - что очень осложняет жизнь как самому ребенку, так и его родителям, педагогам.
В свою очередь, ребенок приучается быть дисциплинированным, нацеленным на достижение поставленной задачи, учится контролировать себя и взаимодействовать со сверстниками. Собственные достижения и успехи на занятиях способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе, а освоение новых заданий и видов деятельности расширяет его представление о собственных возможностях. Необходимо отметить, что кроме общего развития интеллектуальной деятельности, занятия способствуют общему оздоровлению организма ребенка, поскольку в программу включены дыхательные упражнения, элементы самомассажа, упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса, развитие телесной чувствительности, гибкости тела и др.
Педагог-психолог, нейропсихолог Кира Александровна проводит:
- индивидуальные консультации для родителей;
- нейропсихологическую диагностику развития ребенка (возраст от 5 до 9 лет),
- нейропсихологическую коррекцию (занятия по коррекции отставания в развитии функций с использованием двигательных, когнитивных методов и телесно-ориентированных техник).
Предварительная запись по телефону.